Эта новость - как гром среди ясного неба! Первый заместитель главы МВД Александр Горовой на совещании у президента заявил об отмене пункта 63 приказа N185, согласно которому проверку документов на право пользования и управления транспортным средством, на сам автомобиль и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, сотрудники ГИБДД могут осуществлять только на стационарных постах ДПС.
Другими словами, МВД вернуло «гаишникам» право останавливать автомобили там, где им заблагорассудится. Горовой подтвердил это решение, подчеркнув, что принятие данной нормы пять лет назад было ошибкой.
Как было раньше? В Административном регламенте 2009 года (обновлен в 2014-м), регулирующем права и обязанности сотрудников ДПС черным по белому говорится, что останавливать транспортные средства вне стационарных постов сотрудники госавтоинспекции могут лишь в случае нарушения водителем Правил дорожного движения или для оказания помощи пострадавшим. Соответственно, проверка документов до настоящего момента допускалась лишь на стационарных постах ДПС.
Новость об отмене данной нормы быстро распространилась по социальным сетям. Однако никаких официальных уведомлений в СМИ и правовых системах, доступных через Интернет, на этот счет нет. Да, весной 2017 года МВД опубликовало проект нового административного регламента поведения сотрудников ГИБДД, в котором норма о проверке документов на постах ДПС отсутствует. В июле новый глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что «отказ от нормы, запрещающей сотрудникам ГИБДД останавливать водителей вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен». Однако официального подтверждения того, что это действительно произошло, нет. Похоже господин Горовой несколько поторопился, введя в заблуждение общественность и президента страны.
Так или иначе, отказ от нормы, запрещающей автоинспекторам останавливать автомобили где попало, все равно будет оформлен, причем, судя по всему, очень скоро. Так ли это важно для водителей? На самом деле, мало кто обращал внимание инспектора на этот пункт приказа, когда его останавливали посреди дороги для проверки документов. Тем более, что исключения из правил существуют и именно на них всегда может сослаться сотрудник ГИБДД, останавливая автомобиль вне поста ДПС. Основанием для такого поступка может быть официально проводимый рейд (например, по выявлению пьяных водителей), спецмероприятие или подозрение водителя транспортного средства в совершении преступлений, наличие ориентировки на машину точно такой же марки и такого же цвета и т.д. Причин для остановки, как мы видим, много и автоинспекторы во всю этим пользовались – всегда и всюду.
А что по этому поводу говорят эксперты и общественные деятели? Глава ФАР России Сергей Канаев считает, что отмена приказа, запрещающего останавливать ТС вне стационарных постов, вообще ни на что не повлияет. Инспекторы и так останавливали машины, где хотели. Если автолюбитель задавал вопрос типа «А на каком основании?», ему объясняли произошедшее наличием ориентировки или проведением спецрейда. Автомобилистов как останавливали вне стационарных постов, так и будут останавливать. Только лишних вопросов никто теперь задавать не будет.
А вот председатель движения автомобилистов «Свобода выбора», депутат Госдумы, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что отмена приказа МВД может привести к злоупотреблениям со стороны автоинспекторов. С одной стороны, выявляемость преступлений и правонарушений возрастет, с другой стороны возможен произвол. Можно ли рассчитывать на то, что новая норма будет эффективной? Да, но это будет зависеть, по словам депутата, от контроля соответствующих служб.
О том, что разрешение инспекторам ДПС останавливать машины вне стационарных постов приведет к развитию коррупции, также заявил вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр. По его словам, именно для того, чтобы избавиться от взяточников в погонах и бандитов на дорогах, данная норма была введена пять лет назад. Сегодня власти узаконили то, что ранее запрещалось де-юре, но де-факто происходило. Причину нововведения Хайцеэр видит в усилении борьбы с терроризмом.