top of page

Чтобы другим неповадно было

В Осе за карикатуру на икону мужчине присудили штраф 50 тысяч рублей. Но был ли факт осквернения иконы?


Конфликт между Артёмом Ефремовым и верующими возник из-за комментариев к одному из постов, размещённых в соцсетях. Артём к объявлению о предстоящих богослужениях разместил провокационную карикатуру, в основание которой использовалась икона «Знамение». Как он считает, это был протест против коммерциализации церкви и насаждения православия.


О том, что произошло, Артём Ефремов рассказал на своей странице соцсети ВКонтакте. «Друзья, вот и я. Как было сказано в суде, чтоб остальным было неповадно. Так вот я и надеюсь, что всем остальным неповадно от того, что у наших замечательных настоятелей везде связи, и они могут сделать с вами все что угодно, если им не понравится ваше поведение. Хочу сразу рассказать о данном деле. Кроме самолюбия настоятеля Свято-Троицкого собора ни чьи чувства задеты небыли. Так как я неоднократно говорил в открытую о бухающих попах жрущих мясо во время поста (что не могло не задеть некоторых из них) перед судом потерпевший меня несколько раз оскорбил, а после начал на меня клеветать. В ходе суда я и зрители убедились, что наши настоятели имеют блат везде от суда и полиции, до как было сказано "иных сил" что бы это не значило. Хочу отметить, что я уважаю людей которые пришли к своей вере осознанно и основательно, готовые идти за своим богом и следовать его учениям, читать литературу, соблюдать догматы и самое важное для любой религии нести добро и свет. Это моё мнение, которое я обосновал, и к сожалению на сегодняшний день признан за это виновным. Уважение должно быть заслужено, оно не берётся из воздуха когда нацепляешь на себя огромный крест и одеваешь платье, или просто проходишь ритуал крещения. Это не обязует всех вокруг вас начинать уважать, ещё раз, УВАЖЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАСЛУЖЕНО! А в связи с данным инцидентом хочу сказать что я разочарован, так как видел что "беспристрастная" судья была готова обнимать своего наигрывающего оскорбления настоятеля, в то время как игнорировала все доказательства стороны ответчика. Меня признали виновным, приговорили к максимальному наказанию, несмотря на то, что я никогда прежде ни за что не задерживался, предоставил справки о доходах и расходах своей семьи, а на иждивении у меня жена и годовалый ребёнок. Так же хочу отметить тот факт, что со стороны были предупреждения о том, что б я подумал о своей семье прежде чем противиться им, после чего моя жена с ребёнком все ещё боится ходить по улице вдвоём. За все время судов стороной потерпевшего не было предоставлено ни одного документа, или доказательства о том, что кто либо пострадал, были приглашены 2е людей которые даже интернетом пользоваться не умели, как было мной выяснено в суде. На сегодняшний день готова жалоба в следующий суд, и я хотел бы попросить вас Друзья сделать максимальный репост этой записи, для как можно большего привлечения внимания общественности. Только так я могу надеяться на чистоту следующего суда. Я открыт для СМИ готов поделиться полностью всей информацией по делу».


- Конечно, оскорблять чьи-то чувства цели не было, - рассказывает Артём. - Вообще не очень серьёзно отношусь к подобного рода спорам в соцсетях, потому что если каждый раз реагировать, можно то и дело по судам бегать или заявления писать в полицию. И тогда совершенно никакого негатива не было. Тем более в дискуссию вступил Игумен Амвросий, человек авторитетный и грамотный. Беседой с ним, кстати, я был очень доволен. Как мне кажется, она достаточно интересная получилась не только для нас с ним. После этого мы с ним ещё общались, и пришли к выводу, что действительно РПЦ не идеальна и с этим надо что-то делать.

Тогда я этому значения не придал, потому что почти всё, что они хотели использовать против меня было записями с моей страницы, либо репостами, одна вот только картинка с которой все началось. Но в суде оказалось, что ко мне на страницу, видите ли, ученики воскресной школы заходят, потому что в интернете ничего более интересного нет. Вот, к сожалению, суд я тогда проиграл. Да и как нам показалось, он там был просто формальностью. Им нужно было показать то, что бывает с людьми, которые перечат. В ходе суда, да и перед самим судом, Крылов (настоятель Свято-Троицкого собора) не стеснялся оскорблять меня. Перед судом назвал ублюдком и оленем, а на суде сатанистом. В общем, суд закончился максимальным приговором по той статье, в которой меня обвинили. Второй суд прошёл ещё ужаснее первого. На втором суде Сергия Крылова даже охрана не проверяла, в то время как нас заставляла ходить через металлоискатель туда-сюда пока почти полностью не раздели. Там я суду предоставил скриншоты переписки, где было чётко написано, что я уважаю верующих, но тех кто и вправду верующий, а не просто купающиеся в прорубях раз в год и приносящие извинения только в свой особенный церковный праздник ну и прочее. Предоставил справку 2-НДФЛ, кредитный договоры на ипотеку и потребительский кредит, так же отметил, что на иждивении у меня жена с дочерью. Но меня суд даже не слушал. Когда говорил поп, судья чуть ли не слезу пускала, это было видно в зале абсолютно всем. В общем, решили мою жалобу не удовлетворять.


Между тем в том же обсуждении Игумен Амвросий пишет, что его «надписи на футболках» оскорбить не могут. Так что же оскорбило Сергия Крылова?


Наверное как и в любом судебном разбирательстве, потерпевшая сторона должны была доказать сам факт «надругательства» над святынями. Ведь если такового не было, то и дело само не стоит выеденного яйца. И вот тут возникает вполне резонный вопрос, что считать «публичным осквернением предметов религиозного почитания» и была ли карикатура предметом религиозного почитания?


Для того, чтобы разобраться в этом, мы отступим немного назад. 27 сентября в одной из групп было выложено фото креста, прибитого к берёзе в одном из парков г.Оса. Тогда был задан вопрос – зачем? Осинцы возмутились тем, что распятие было установлено в неположенном для этого месте. На это один из представителей РПЦ ответил: «Самый простой и верный путь решения данной проблемы (хотя это и не проблема вовсе): снять его и все. Любой здравомыслящий человек, хоть немного знающий традиции православия, сразу скажет Вам, что в православии нет такой традиции или правила: ставить или прибивать кресты к дереву и не важно, что явилось причиной этого действа». Позже он же в личном общении сообщил: «Пример с этим крестом неудачный, так как это не священное изображение, это просто изображение креста. Священным оно не является. Сейчас кругом полно изображений крестообразных, даже на подошве обуви они стали появляться. Такого рода неточные или недоговорённые предложения дают повод к различным кривотолкам». А на довод о том, что на кресте была икона, он ответил: «Щас куда только иконы не пытаются "приляпать"..... Простите за такой словооборот». Напомню, Крест в христианстве – объект религиозного почитания, а икона является священным изображением лиц или событий библейской или церковной истории.


Так к чему это я, спросят придирчивые читатели. А к тому, что очень неоднозначная ситуация сложилась. Получается, что картинка в интернете является объектом культа, и карикатура оскорбляет верующих, а вот прибитый в неположенном месте крест с «приляпанной» иконой не имеют никакого религиозного значения. При этом одно виртуальное действие, а второе вполне реальное. Да и кто знает, может быть, в парке возле этого креста сатанисты по ночам приносят в жертву кошек?


Вообще, имеют ли изображения в интернете культурную либо другую ценность? Сколько стоит фото известного портрета «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи? Если пририсовать ей усы в компьютерной программе, то можно ли это расценивать как акт вандализма? Полагаю, ответ очевиден. Так почему карикатуру на странице в соцсетях судья расценил как «публичное осквернение предметов религиозного почитания»? Не бред ли это? Максимум, что можно было вменить Артёму, так это нанесение морального вреда. Возможно, религиозный человек действительно испытал шок, при виде этого изображения.


- У моего мужа достаточно твёрдые убеждения касаемо религий, лицемерия, - поделилась Елена, супруга Артёма Ефремова. - Он считает, что люди должны соответствовать тому, что несут в массы, на этой почве по понятным причинам он не молчит, выражает свою точку зрения в открытую. Сейчас мы настроены отстаивать свою правоту. На мой взгляд это просто беспредел, на пустом месте раздуть из мухи слона, как ими было ранее сказано: "чтоб другим было неповадно".


Ещё не так давно быть атеистом было нормально. Верующих считали чудиками, но камнями в них никто не кидал. И вот жизнь стремительно развернулась на 180°. Теперь атеисты считаются фриками, а верующие это особая категория, имеющая привилегии. Как ни странно, но мы стремительно проваливаемся в жуткое средневековье, где правят бал религиозные фанатики, а судьи принимают решения, боясь божьей кары.


*материал иллюстрирует Антирелигиозная карикатура М. Черемных «Промысел божий» («Крокодил». 1929 г.).

bottom of page