О лютой ненависти страховых компаний к юристам, работающим в интересах автовладельцев, и, как правило, выигрывающим суды по делам, касающимся возмещения ущерба по ОСАГО, известно давно. Судя по всему, терпению страховщиков пришел конец: они пообещали бороться за свои деньги до последнего - затаскать по судам клиентов, не согласных с теми выплатами, которые им предлагают.
Перерыв на рекламу
Так, на Президиуме Российского союза страховщиков (РСА) было принято следующее решение: доводить до Верховного суда (ВС) все судебные процессы, связанные с выплатами по ОСАГО.
А как было раньше? Автовладелец, который не согласен с суммой компенсации, выплаченной ему страховой по ОСАГО, обращается к автоюристу (последние зачастую сами находят клиентов, обещая им более справедливые выплаты). Дело отправляется в суд первой инстанции, который, как правило, решает его в пользу автовладельца или его представителя. Страховые компании во избежание высоких судебных издержек (а может, просто понимают, что были изначально не правы – прим. «Мой Мотор»), предпочитают не связываться и полностью выплачивают сумму, затребованную истцом. Автовладелец доволен, автоюрист тоже. Справедливость восторжествовала, страховщик – в бешенстве.
Страховые компании долго давили на жалость, утверждая, что заниматься ОСАГО могут только отъявленные мазохисты – одни убытки. Потом стали распространять через СМИ информацию о том, что пользоваться услугами автоюристов – себе дороже, так как подавляющее их число (до 85-90%) – мошенники и воры. И вот новая тема: которую можно озаглавить так: «Сражаться до последнего». Что это означает? То, что страховщики теперь намерены проводить рассмотрение дел по ОСАГО через все инстанции - апелляцию, кассацию, а, если потребуется, то и через Верховный суд. В РСА полагают, что этим они напугают автоюристов, которые защищают права своих клиентов или, что тоже случается, перекупают права требования у граждан, являющихся пострадавшими в ДТП.
Если таким образом осадить автоюристов (может, они испугаются увеличения нагрузки, связанной с тем, что теперь дела будут идти дольше и затраты на них, включая финансовые, вырастут) не удастся, появится, по крайней мере, возможность собрать объективную и достоверную информацию об их деятельности и передать ее регулятору (Банку России, который контролирует сферу автострахования).
Возымеет ли эта угроза действие? Не факт. Собственно, кто мешал страховым компаниям подавать апелляции и кассационные жалобы в суды высших инстанций? Они могли делать это и раньше, но почему-то пользовались такой возможностью крайне редко. Чего они добиваются сейчас? Возможно, это лишь неуклюжая попытка напугать «противника» (хотя вряд ли, в РСА ведь не дураки сидят). Скорее, таким образом участники рынка автострахования пытаются еще раз привлечь внимание к теме ОСАГО, чтобы продавить новые, выгодные им поправки в закон об ОСАГО.
Какие именно? По мнению экспертов, одна из них лежит на поверхности. Это касается правила выплаты истцу денег по решению суда. Сейчас автовладелец (или тот самый автоюрист, которому переданы права на ведение дела в суде) после победы в суде первой инстанции имеет право обратиться в банк, где у страховщика открыт счет, или к судебным приставам о взыскании в его пользу установленной суммы. В течение трёх дней после предъявления исполнительного листа банк обязан списать в пользу истца указанную в нем сумму. Страховые компании, скорее всего, хотят пробить норму, по которой свои деньги судившийся с ними автовладелец получит лишь после прохождения всех судебных инстанций, которые могут быть задействованы в решении его дела.
Чем это грозит автомобилистам? Тем, что борьба за свои законные права (деньги по ОСАГО) станет более затяжной и «кровопролитной». А если страховым компаниям удастся полностью снять вопрос денежных выплаты и добиться натурального возмещения ущерба (это когда вместо денег водитель получает направление на ремонт в сертифицированный сервис)? Ну это уже другая история…